Руины Херсонеса

Сегодня впервые обнаружил, что не могу припомнить своего первого посещения Херсонеса. Теперь мне кажется, что этот древний город был в моей жизни всегда, как, впрочем, ему и подобает — ведь он древний. С Херсонесом связано только смутное детское воспоминание-желание побывать там еще раз, что я и делаю время от времени. Приближение к городу внутренне переживается еще на улицах Севастополя, когда идешь по улице, которая так и называется — Древняя. Очень легко можно себе представить голые холмы или поля на месте унылых и безликих жилых многоэтажек, а под холмами у моря город за крепостной стеной. Это главный вход в Херсонес, который в прошлом был его сухопутным фасадом, теперь никакого фасада здесь нет. Перед руинами городской стены между нелепыми поздними постройками есть небольшая площадка для парковки туристических автобусов, какие-то ларьки, касса музея с не очень-то дешевыми билетами — вот и все.

Но обычно я предпочитаю попадать в Херсонес с черного хода, с его южной окраины, где древний город упирается в овраг, в котором теперь разбит небольшой парк. В этом парке всего одна аллея, круто спускающаяся вниз к небольшому пляжу, и почему-то он называется парком Анны Ахматовой. Зайти в Херсонес можно через проходную, которая иногда охраняется, а иногда и не охраняется или через забор над пляжем. Перелезать его там как-то удобней просто потому, что все его там перелезают. Но я больше люблю заходить через ворота, минуя глупую суету пляжа. Древность начинается там сразу же за шлагбаумом в виде небольших холмиков, в которых даже не слишком опытный взгляд читает засыпанные землей руины. А вообще, эта еще некопанная часть Херсонеса представляет собой замечательный пустырь над морем и народу в этой части обычно бывает мало. Через несколько минут неторопливой ходьбы от ворот можно дойти до скалистого обрывистого берега, а оттуда уже видна раскопанная часть руин с бестолково копошашимися на них разноцветными туристами…

Однако благодаря тому, что в тот день мы посетили Херсонес платно, мы смогли за те же деньги осмотреть византийскую экспозицию в одном из зданий музея. Экспозиция представляет собой немалый ряд откопанных здесь предметов, от классической для всех, наверное, исторических музеев кольчуги, превратившейся в ржавую глыбу, до стеклянных бус и рыболовных крючков. Смотрительница попросила держать детей за руки и рассказала, что вчера разбили одну из склеенных амфор, стоящих посреди зала. Могу себе представить какая это была неприятность для всех. Больше всего тронули склеенные глиняные тарелки, покрытые эмалью и наивными рисунками, из которых мне запомнилась рыба, стеклянные вазочки в которых не хватает осколков. Я вообще не равнодушен к стеклу, а тут такая древняя тщета…

This entry was posted in заметки and tagged , . Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.